Приложение 1 справка ИГРАН

Вернуться на «Горные регионы России»…
Вернуться на «Тематический блок 4»… 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Института географии РАН по критериям определения горных территорий (горных населенных пунктов)

Во исполнение рекомендаций Минэкономразвития (заседание рабочей группы по вопросу сохранения и развития горных территорий, пункт 2 протокола № 2-Д37 от 26.07.2023) по формированию предложений по критериям определения горных территорий (горных населенных пунктов)

  1. Критерии. Общепринятыми научно-обоснованными критериями, использующимися для определения горных территорий (горных населенных пунктов) являются:

  • высота над уровнем моря (абсолютная и относительная – превышение над окружающими территориями);

  • расчлененность рельефа;

  • крутизна склонов.

Это основная группа критериев, сочетание которых используется для разграничения гор от равнин, что принято в ряде законов. Так закон о горных территориях Дагестана (в редакции Закона Республики Дагестан от 16.03.2020 N 17) гласит: «горная территория — местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1000 м и более». Следует принимать во внимание разнообразие горных территорий. Так, прибрежные горы Большого Сочи, Крыма, Дальнего Востока начинаются практически с высоты прибрежной местности, т.е. с нулевой отметки. Многие местности на относительно небольшой высоте, но с крутыми склонами считаются горами в ряде национальных законодательств (например, в Польше местный муниципалитет считается горным, если более половины сельскохозяйственных полей имеют склоны круче 12°).

Вторая группа критериев является дополнительной и в известной мере зависит от основных:

  • Продолжительность вегетационного периода;
  • Неустойчивость погодных условий и повышенная динамичность климата;
  • Повышенная опасность проявления стихийно-разрушительных процессов (землетрясения и др.).

Приведенные формальные критерии первой и второй групп отражаются в особых экономических и социальных условиях, ограничивающих или предъявляющих особые требования для отраслей хозяйства и жизнедеятельности, которые можно интерпретировать как «горные»:

Формальные критерии определения горных территорий Социально-экономические ограничения и проблемы
Высота над уровнем моря

Физиологические условия жизнедеятельности населения (радиационное облучение, низкое давление, доступность и усвояемость витаминов и др.) требуют специальное медицинское обеспечение, затраты на экстренную помощь и др. Повышенные затраты на энергообеспечение.

Расчлененность рельефа

Ограничения для строительства и эксплуатации капитальных объектов и ЖКХ (мелокконтурность, сложности в проектировании инфраструктуры, дороговизна  эксплуатации), повышенный расход на строительство инфраструктуры и транспортные услуги, повышенная дороговизна строительства и эксплуатации дорог, ограниченный доступ к сельхозугодьям, ограничения для применения техники, повышенный расход топлива и др.

Крутизна склонов

Пониженная устойчивость грунтов для дорог и объектов капстроительства требуют особых технологий (например, серпантины для дорог), повышенного расхода топлива, особых технологий для земледелия (террасирование).

Продолжительность вегетационного периода

Ограниченность земледелия (невозможность земледелия при сумме положительных температур за вегетационный период менее 1600 град), высотно-зональная специализация, сезонные перегоны скота и др.

Неустойчивость погодных условий и повышенная динамичность климата

Особые условия адаптации для населения, особенно для переселенцев с равнин, особые риски, связанные с изменением глобального климата.

Повышенная опасность проявления стихийно-разрушительных процессов

Ограничения в мобильности, особые условия техники безопасности, затраты на экстренную помощь, потребность в дорогостоящих инженерных защитных сооружений и мониторинге.

Механическое введение формальных критериев отнесения к горам не отражает всего разнообразия гор, необходим многоуровневый порядок выработки критериев горных территорий (горных населенных пунктов):
— на уровне РФ – наиболее общие рекомендации (в приложении 1 даны ориентировочные данные);
— на уровне субъектов РФ должен быть составлен перечень МО и разработана классификация МО по формальным критериям и степени проявления в пределах МО горных проблем.

  1. Применимость критериев на федеральном уровне. Международный и российский опыт показывает, что в зависимости от особенностей географического положения и природных условий той или иной страны или региона набор критериев для разграничения горных территорий может быть разным. Для России с ее огромными территориальными различиями следует выделить два типа горных регионов: освоенные (с постоянным населением и традиционными видами природопользования), слабо освоенные (как правило, с отсутствием постоянного населения в горах). Для относительно освоенных территорий (регионы Северного Кавказа, Крым, горные регионы Южной Сибири — Алтай, Кемеровская область, Тыва и др.) затраты на поддержку развития и освоения требуют особого внимания со стороны государства, в том числе и правового обеспечения. В слабо освоенных горных регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири обособление горной составляющей от развития всего региона является не столь очевидной, поскольку на них почти нет населения.

Тем не менее, природно-экологическое значение горных территорий на Севере, Дальнем Востоке и Восточной Сибири нельзя недооценивать. Стратегическое и долгосрочное видение значения и роли гор должно быть в центре внимания федеральных органов власти.

Считаем необходимым провести предварительный анализ отношения субъектов РФ к горной проблематике, продолжая начатый Минэкономразвития опрос регионов для уточнения позиций субъектов РФ по поводу актуальности горной тематики в социально-экономическом развитии регионов.

В приложении 1 размещен список регионов – субъектов РФ, которые имеют в своем составе горы (согласно формальным критериям), в приложении 2 — Опросник к субъектам РФ, имеющих в своем составе горные территории, о необходимости особой горной политики на региональном и федеральном уровне.

  1. Особенности использования критериев на муниципальном уровне. Опыт СКФО и северокавказских муниципалитетов можно взять за основу при классификации МО по формальным критериям и степени проявления горных проблем для последующего определения эффективных путей по поддержке сохранения и развития горных территорий, в частности, при оценке соотношения территориального и отраслевого подходов поддержки муниципалитетов или конкретных предпринимателей и др.

Горными считаются МО, населенные пункты которых, равно как и земли, вовлеченные в использование, расположены в границах горных территорий. Чтобы считаться «горным», муниципалитет должен иметь не менее 50% своей площади в пределах территории, обозначенной как «горный». Включение населения низменности в муниципалитеты с гористой местностью более 50% является оправданным, поскольку их экономическая деятельность и условия жизни, вероятно, будут в значительной степени зависеть от их близости к горным районам. Перечень горных МО определяется субъектами РФ, исходя из исторически сложившейся системы расселения. Так, исходя из исторической системы расселения и общих рекомендаций по проведения гор по подножью так называемых Черных гор, в Северной Осетии 41 МО можно считать горными. В КБР – 26.

Для уточнения критериев отнесения МО к горным и определения направлений поддержки необходимы дополнительные оценки, для чего важным является анкетирование горных МО СКФО с выявлением основных проблем, связанных с освоением горных территорий, а также предложений по эффективным подходам по решению выделенных проблем.

    1. Научное сопровождение. Вопросы научного обоснования государственной поддержки горных территорий требуют реализации специальных научных проектов и программ с соответствующим финансированием. Одним из них мог бы стать проект: «Горные регионы России. Инвентаризация и анализ горных муниципальных образований в субъектах Российской Федерации».

Цель проекта: Получить полномасштабную информацию о горных муниципальных образованиях России на основе географо-картографических, природно-ресурсных, социально-экономических и статистических данных, собранных в горных субъектах РФ.

Результатами проекта может стать оценка роли и места горных территорий в стратегии пространственного развития, научно обоснованные критерии выделения горных территорий (муниципалитетов и населенных пунктов) в разных регионах и федеральных округах России, оценка потребностей в правовом обеспечении и поддержке горных территорий.

Приложение 1.

Список субъектов РФ, имеющих в своем составе горные территории, исходя из общепринятых критериев

Округа Субъекты РФ Доля территории, расположенной выше 300 м над ур. моря (%) Основные горные системы Рекомендуемый нижний высотный предел для выделения горной территории для этого  региона Критерии отнесения к горам, отмеченные в местном законодательстве
Дальневосточный Бурятия 100,0 Прибайкальские горы выше 300 м нет
Дальневосточный Забайкальский край 100,0 Прибайкальские горы выше 300 м нет
Дальневосточный Магаданская область 82,3 Горы Восточной Сибири Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Дальневосточный Хабаровский край 72,8 Горы Восточной Сибири выше 300 м нет
Дальневосточный Амурская область 71,6 Горы Восточной Сибири выше 300 м нет
Дальневосточный Приморский край 57,8 Сихотэ-Алинь Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Дальневосточный Чукотка 51,7 Горы Восточной Сибири Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Дальневосточный Камчатский край 49,9 Горы Камчатки Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Дальневосточный Якутия 49,1 Горы Восточной Сибири выше 200 м для северных районов нет
Дальневосточный Еврейская АО 28,9 Горы Восточной Сибири выше 300 м нет
Дальневосточный Сахалин 24,3 Горы Сахалина Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Приволжский Башкортостан 45,8 Урал выше 300 м нет
Приволжский Оренбургская область 19,8 Урал выше 300 м нет
Приволжский Пермский край 17,3 Урал выше 300 м нет
Северо-Западный Архангельская область 11,8 Горы Новой Земли Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
Северо-Западный Мурманская область 8,7 Хибины выше 200 нет
Северо-Западный Коми 7,0 Урал выше 200 нет
СКФО КЧР 100,0 Кавказ выше 500 м нет
СКФО Ингушетия 90,8 Кавказ Подножье Черных гор (около 400 м) выше 500
СКФО СО-А 90,8 Кавказ Подножье Черных гор (около 400 м) выше 800 м
СКФО КБР 80,9 Кавказ Подножье Черных гор (около 400 м) нет
СКФО Дагестан 50,9 Кавказ выше 500 м выше 500 м
СКФО Чеченская Республика 43,5 Кавказ Подножье Черных гор (около 400 м) нет
СКФО Ставропольский край 22,2 Кавказ Особые критерии для Пятигорья (от подножья лакколитов) нет
Уральский Тыва 100,0 Саяны выше 300 м нет
Уральский Алтай 99,8 Алтай выше 300 м нет
Уральский Хакасия 97,0 Саяны выше 300 м нет
Уральский Иркутская область 95,2 Саяны, Прибайкальские горы, Среднесибирское плоскогорье выше 300 м нет
Уральский Челябинская область 56,3 Урал выше 300 м нет
Уральский Кемеровская область 47,1 Саяны выше 300 м нет
Уральский Красноярский край 45,4 Бырранга, Путорана, Енисейский кряж выше 200 м для северных районов края нет
Уральский Алтайский край 21,3 Алтай выше 300 м нет
Уральский Свердловская область 16,7 Урал выше 300 м нет
Уральский ХМАО 2,1 Урал выше 200 м нет
Уральский ЯНАО 1,4 Урал выше 200 м нет
ЮФО Севастополь 24,4 Крымские Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
ЮФО Крым 13,1 Крымские Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет
ЮФО Адыгея 44,8 Кавказ выше 300 м нет
ЮФО Краснодарский край 21,4 Кавказ Включить в горы прибрежные участки, сразу переходящие в горы нет

Вернуться на «Горные регионы России»…
Вернуться на «Тематический блок 4»…